Знания для жизни
+7(924) 839-60-02

Научиться забывать сложнее, чем запоминать

Спикер нашего курса «Секреты мнемоники» Никита Петров рассказывает об устройстве памяти

Развитие памяти и внимания 

Научный работник и автор методик ускоренного развития Никита Петров рассказал об устройстве памяти, о том, как девочка Настя поможет совладать с прокрастинацией, и правда ли, что любой человек может стать чемпионом по запоминанию.

– Никита, вы по образованию – филолог. Как получилось, что вы начали интересоваться мнемоникой и как родилась идея курса?

– Когда я учился в 10 классе, к нам с лекционным туром приезжал известный педагог, основатель школы эйдетики «Эйдос», Игорь Матюгин. Он провел двухдневный тренинг по мнемонике и основам скорочтения. Я, как ему показалось, был одним из самых способных учеников (по крайней мере, так он говорил, когда мы встретились через 15 лет).

После тренинга, конечно, благополучно забыл обо всех этих приемах и совсем не применял. Вспомнил только на 4 курсе университета. Толчком послужило преподавание русского языка. В какой-то момент я понял, что использую множество приемов из мнемоники – видимо, нужно было время, чтобы полученные знания перешли в навык.

Потом я работал в компании ФТК (сейчас она называется «Юниум»). Там использовал эти приемы при подготовке школьников к ЕГЭ по русскому языку – например, когда надо было выучить словарные слова. Ребята в группах, где я использовал мнемотехники, сдавали экзамены гораздо успешнее.

Я решил, что мнемоника может стать вполне самостоятельным курсом, на котором можно научиться запоминать не только правила русского языка, но и математические формулы, иностранные слова, стихотворения и т. д. Перечитал все, что было доступно по этой теме на большинстве европейских языков, и написал курс, который, как мне казалось, должен быть успешным. Затем начал работать со школьниками 7-11 классов, с младшими школьниками, со взрослыми. И вы знаете, получилось так, что люди после занятий стали использовать полученные на курсе навыки и в школе, и в повседневной жизни.

– Говорят, человеческая память – область парадоксов: мы можем вспомнить то, о чем не думали несколько десятков лет, и забыть важную информацию. Почему так происходит?

– Попросту говоря, вы хорошо запоминаете то, что произвело на вас большое впечатление. Если процесс запоминания сопровождается сильными чувствами, вы с вероятностью в 90% запомните и информацию, и конкретную ситуацию на довольно долгий период. Например, свой первый поцелуй (если это сопровождалось нежными чувствами, волнением) помнят практически 100% людей. Или ситуация, когда человек попадает под машину. Всплеск эмоций, невероятное возбуждение – все это позже позволяет восстановить картинку до мельчайших подробностей.

– А для чего тогда нужна мнемоника?

– Суть мнемоники, дело преподавателя, не в том, чтобы придумать множество искусственных приемов для запоминания, а чтобы необычным способом преобразовать скучную рутинную информацию, встряхнуть ее изнутри, придать яркую раскраску, неожиданный вкус, запах.

У каждого человека есть свои особенности запоминания. Кто-то лучше всего воспринимает информацию глазами («визуальная память»), ушами («аудиальная»), кто-то – с помощью прикосновений («тактильная»). Это нужно использовать, а другие недоминирующие каналы восприятия развивать. Для этого используются различные методы мнемоники.

– Все ли могут научиться запоминать большие объемы информации? Как развить «отстающий» вид памяти?

– Наш курс показывает, что все могут. Насколько хорошо каждый конкретный человек это будет делать, зависит от него, его способности перебороть свою лень, вырваться из повседневной рутины. На «Секретах мнемоники» человек прежде всего понимает, что запоминать информацию можно довольно легко, просто ярко представляя картинки, превращая информацию в понятный и конкретный образ.

А тренироваться для того, чтобы развить остальные каналы восприятия, можно как угодно. Допустим, если вы хотите лучше запоминать картинки, тренируйте визуальный канал восприятия. Стоите в пробке или метро, и у вас перед глазами есть картинка. На одну секунду посмотрите на нее и сразу отвернитесь. Постарайтесь мысленно воспроизвести ее до деталей. Получилось? Теперь повернитесь обратно, снова посмотрите на картинку и попытайтесь воспроизвести отдельные фрагменты. Такие тренировки позволяют в разы улучшить визуальную память. А еще у вас будут яркие красочные сны – побочный эффект этой техники.

Если будете выполнять упражнения, которые я даю на курсе, со временем начнете раза в 4 лучше запоминать информацию.

– С чего начинается ваш курс и как проходят занятия?

– Обычно люди, пришедшие на курс, делятся на две группы. Первая, многочисленная – это люди-адепты, которые хотят научиться мнемонике. Вторая - скептики.

В первые пять минут задача любого преподавателя – перевести скептиков в разряд помощников, показав реальные приемы запоминания, запустить игру воображения и пробудить чувства. Например, я прошу их вообразить собаку. Представить, какой у нее нос, глаза. Хвост виляет? Теперь возьмите ее за лапу и потрогайте когти. Они острые? Опишите ее шерсть, почешите живот. Представьте запах мокрой шерсти. Вот только после этого вы вообразили собаку  образ, который синтезирует различные ощущения: вкусовые, тактильные, визуальные. После этого человек готов представлять последовательности образов, а не зазубривать или выстраивать схемы.

На втором этапе мы говорим об абстрактных понятиях. И здесь есть свои хитрости. Например, вам нужно запомнить слово «прокрастинация» – процесс оттягивания некоторой важной работы. Представить его сложно. Но можно найти звуковые соответствия. На что похожа прокрастинация? На словосочетание «прокрасить Настю», например. Дальше мы составляем историю: вместо того, чтобы писать статью, берем кисть и начинаем красить Настю в красный цвет. Похожим образом строится запоминание иностранных слов.

Третий этап – запоминание цифр. Давайте попытаемся представить, как будут выглядеть цифры в виде яблока: 9 – это червячок, который вылезает из яблока снизу, а «восьмерку» можно сложить из его разрезанных половинок.

Когда мы оживили цифры, начинается кодирование. Каждой цифре присваивается слово или буква. На этом основан цифро-буквенный метод (ЦБК). В слове «бумага» три согласных: б, м, г. Им соответствуют цифры 5,9,2. Код позволяет формировать на основе цифр слова. Как это может быть полезно? Например, у меня много банковских карточек и пин-кодов к ним. От «Дойче Банка» (я ее не использую) пин-код – 8142. Этим цифрам соответствуют буквы в, р, д, к. Придумываем слова, получается такая история: я выхожу из банка, вор выхватывает у меня карточку и бежит к доктору (понятно, что в пин-коде 4 цифры, поэтому остаток слова «доктор» не используется). Так у каждого банка получается своя история, поэтому пин-коды я никогда не путаю. То же и с телефонными номерами.

– Есть такие люди – чемпионы памяти. Они с первого прослушивания запоминают сложные симфонические произведения и способны выучить телефонный справочник небольшого города, не говоря уже о числе «Пи». Это природная способность или свою память можно развить до такого уровня?

– Есть люди, которые обладают эйдетической памятью. Такой пример описан в книге психолога Александра Лурии «Маленькая книжка о большой памяти». Однажды к нему пришел журналист Шерешевский, который пожаловался на то, что ему сложно работать. Оказалось, что если ему прочитать некий текст, он воспроизведет его дословно с первого раза. То же самое происходило и с номерами телефонов.

Как это у него получалось? Журналист привязывал к каждому слову определенный образ, а затем складывал их в ряды. Например, если ему говорили слово «лук», он сразу же представлял его – будто ощущал в руках и чувствовал запах. Поэтому ему было сложно одновременно есть и читать.

Можно рассказать и других случаях. Так, актриса Марилу Хеннер в 2000-х годах утверждала, что помнит все и всех, начиная с 11 лет. Ее воспоминания как будто бы были записаны на DVD-диск. Это так называемый случай гипертимезии. Таких людей на свете не больше пары десятков, и всех их, конечно же, изучают.

Возвращаясь к людям, обладающим эйдетической памятью: таких много, и они среди нас. Другое дело, что к осознанной компиляции данных, как это свойственно гениальным людям, они неспособны. Они – этакие регистраторы.

С помощью тренировок легко научиться запоминать определенные последовательности. Сначала я учу запоминать последовательности из 15-100 слов с первого прочтения. Это довольно легко. Вы усваиваете определенные правила запоминания, затем кодируете слова и пытаетесь связать их с помощью образов. Затем короткие истории и уже после этого тексты.

Цифры тоже кодируются определенными словами. Например, единица похожа на забор или кол, двойка – на лебедя и гуся, а тройка – это волна. Складывая из цифр истории и последовательности образов, можно довольно легко запомнить даже число «Пи» вплоть до 1000 знаков. Свыше – тоже можно, но и этого достаточно, чтобы поразить воображение слушателей.

К слову, есть такая книга – «Эйнштейн гуляет по Луне», автор – Джошуа Фоер. Обычный журналист решил проверить, насколько он может улучшить свою память. Он нашел тренера из Европы и тренировался в течение года. В книге описывается, как он это делал. Главное, что Фоер усвоил для себя – важно преодолевать собственную лень. В результате он, по крайней мере, научился усваивать любую информацию, которую нужно воспроизвести к определенному сроку, и даже принял участие в американском турнире по запоминанию, конечно, победив.

– Почему ухудшается память и можно ли это предотвратить?

– Факторов, которые влияют ухудшение памяти, очень много. Плохой сон – один из главных. Если вы высыпаетесь, ваша память будет работать в нормальном режиме годов до 80-ти, пока в мозгу не начнутся необратимые процессы. Если ко сну добавить определенную диету (белковые продукты, мало сладкого и жирного) и физическую активность, то и в 90 лет будете вспоминать детали своего детства в подробностях и картинках.

– Правда ли, что мы ничего не забываем?

– По данным последних исследований, все, что вы воспринимаете на протяжении всей своей жизни, мозг запоминает. Правда, если не происходит многократного повторения, информация уходит в глубинную память и вытащить ее непросто. Но если она связана с каким-то ярким переживанием, запахом, вкусом и это случайно всплывет у вас в голове, вы вспомните даже то, что было воспроизведено однократно. Пример – эпизод из романа Марселя Пруста «По направлению к Свану» с пирожным «Мадлен». Благодаря ему герой вспомнил фрагмент детства. Более известный аналог этой ситуации – «Антоновские яблоки» И.А. Бунина.

– Где хранятся все эти воспоминания?

– Теоретически, воспоминания хранятся в гиппокаме, в глубине височных долей мозга. Там новые нейроны обосновываются в течение всей вашей взрослой жизни. Если с человеком случается что-либо более-менее значимое, то память об этом событии сохраняется в этом новом нейроне. Большая часть нейронов быстро погибает, часть воспоминаний быстро утрачивается, но то, к чему вы возвращаетесь, закрепляется. Это и есть ваша память.

– У вас есть любимый мнемонический прием?

– Сейчас я не рефлектирую над тем, какие приемы использую при запоминании. Все происходит само собой. Когда я только обучался мнемонике, мне нравился прием «римской комнаты», иначе называемый методом Цицерона. Его очень любили использовать средневековые студенты. В те времена невозможно было в одном университете обучиться всем наукам – Париж, Оксфорд, Кембридж и право, медицина, философия, теология были разделены. И чтобы научиться всему, надо было учиться в разных университетах. Этим и пользовались студенты: в каждом университете они запоминали нужную отрасль науки, «развешивая» знания по замкам и помещениям.

Суть метода проста. Выбираете 10 предметов из вашей комнаты, с которыми связываете определенные слова, которые хотите запомнить. Например, по ключевому понятию из каждого абзаца вашей докторской. Прогоняете эту последовательность в голове в течение получаса, а затем блестяще защищаетесь, представляя свою комнату. Она вам хорошо знакома, поэтому вы расслаблены, улыбаетесь. Этот простой прием запоминания производит самое глубокое впечатление на людей, которые незнакомы с мнемоникой.

– Во многих фильмах про будущее память можно «проапгрейдить» специальными чипами или таблетками. Как вы относитесь к этой идее?

– Съел таблетку – не надо думать, так? Вы, конечно, и сейчас можете использовать ноотропные препараты – их рекомендуют после сотрясений головного мозга или людям пожилого возраста. Все равно будут последствия: почки откажут, сердце будет работать хуже.

Более перспективный способ вспомнить все – перенос матрицы нейронных сетей на некий носитель. В итоге вы получите компьютерную реальность, которая моделирует, как вы бы развивались после своей смерти. На практике это может выглядеть так: бабушка вам подсказывает из медальона, как бы она поступила в этой ситуации. Такой проект, кстати, даже существует, и возможно, что-то подобное мы увидим уже к 2060-му году.

Но важна не только способность запоминать информацию. У меня есть идея курса, на котором люди будут учиться забывать. Процесс забывания устроен чуть сложнее, в нем нужно использовать психотерапевтические практики.

Подробности о курсе «Секреты мнемоники», условия участия и регистрации – здесь

Возврат к списку