Знания для жизни
+7(924) 839-60-02

"Знание русского языка меня часто подводит"

Ксения Туркова, ведущая курса «Русский язык для взрослых» рассказывает, зачем необходима грамотность.

Русский язык для взрослых 

За что можно любить русский язык, кому поможет  учебник Розенталя, почему грамотность — это модно и что общего у филолога и Николая Дроздова? Об этом рассказывает Ксения Туркова — журналист, кандидат филологических наук и ведущая курса «Русский язык для взрослых» в Capable people.

Ксения, расскажите, как вы полюбили русский язык и стали филологом?

 — Предмет под названием «русский язык» мне понравился сразу, как только появился в школьном расписании. Кажется, я была одна такая сумасшедшая в классе - читающая правила о причастиях и деепричастиях взахлеб, как приключения. Для меня это действительно всегда было как приключенческий роман. Одноклассники, естественно, этой моей любовью к русскому пользовались. Однажды, когда был диктант, мы договорились, что я буду кашлять, когда надо ставить запятую, топать одной ногой, если нужно тире, и двумя ногами - если двоеточие. Меня, разумеется, быстро раскусили. И учительница сказала: «Оставьте Туркову в покое!»

Ну а после того, как я закончила факультет журналистики МГУ, решила поступить в аспирантуру на кафедру стилистики русского языка. Защитила диссертацию о языке новостей (я много лет работала телеведущей, потом перешла на радио).

 — В последнее время все чаще говорят, что грамотность — это модно. Как вы думаете, с чем это связано? В наше время грамотность и хорошая, правильная речь — это привилегия или необходимость?

 —Грамотность — это наша вежливость по отношению к собеседнику. Если я получу письмо, испещренное орфографическими ошибками, я не подумаю, что его писал какой-то глупый, необразованный человек — я подумаю, прежде всего, что его писал человек невежливый и очень самоуверенный, раз не удосужился даже проверить свой текст и не обратил внимание на то, что ему подчеркнул компьютер.

Но я бы определила грамотность шире. Это не только знание правил орфографии и пунктуации — это умение выражать свои мысли, способность переключать регистры в зависимости от того, где находишься, и не использовать один и тот же стиль речи в разговоре с друзьями и на собеседовании у работодателя. В школах, кстати, этому, к сожалению, не учат.

  Почему школьные знания не работают в реальной жизни?

 — Вот как раз поэтому и не работают. В среднестатистической школе русский язык представляют в виде бесконечных таблиц, правил и исключений. Это очень скучно. И конечно, это не работает. Школьника надо заинтересовать, показать, как ему могут быть полезны эти знания в жизни, как они помогут в работе, в карьере.

 — Чем курс «Русский язык для взрослых» отличается от школьных уроков и университетских пар?

 — Прежде всего, формой подачи. Это не лекция и не семинар это тренинг, на котором мы играем, объединяемся в команды, рассматриваем забавные слайды в презентациях, даем задания друг другу, делимся впечатлениями.

 — Какие правила из школьной программы взрослые забывают чаще всего? Что им тяжелее всего дается?

 — У меня нет такой статистики, это очень сложно сказать. И потом, все индивидуально. У одного проблема с орфографией, у другого — с пунктуацией. Но, наверное, с пунктуацией сейчас больше всего сложностей. Знаки либо вообще не ставят, например, в электронной переписке для быстроты. Или, напротив, ставят лишние «на всякий случай». Люди плохо видят структуру предложения, его членение. А это, в свою очередь, означает, что они плохо структурируют свои мысли.

 —  Есть мнение, что русский язык разумом не постичь, его можно только вызубрить по учебнику Розенталя. Так ли это?

 — Ну почему не постичь? Задача преподавателя, популяризатора языка - заинтересовать. А если человек заинтересуется, начнет сам делать открытия, искать закономерности, Розенталь ему поможет.

 — Помогают ли проекты типа «Тотального диктанта» становиться грамотнее?

 — Грамотнее после диктанта не станешь. Это, скорее, акция демонстрационная, имиджевая. Мы с ее помощью показываем, что та самая грамотность для нас важна, привлекаем внимание к преподаванию русского языка.

Кроме того, конечно, пару каких-то трудных слов, трудных случаев после диктанта обязательно запомнишь и унесешь с собой.

 — Как вы относитесь к граммар-наци и тем, кто специально пренебрегает правилами орфографии и пунктуации?

— Могу сказать одно: среди лингвистов граммар-наци нет, это явление чисто любительское, дилетантское. Лингвисты — очень толерантные люди. И для них каждое явление в языке, будь то слова-паразиты, жаргон или язык «падонкафф» — это такое природное явление, которое интересно рассмотреть и подумать, зачем оно вообще нужно. Как змея или противное насекомое для Николая Дроздова — он их всех любит!

А специально пренебрегать правилами можно только ради одной цели — языковой игры. Если она удачная, талантливая, то я за такое «пренебрежение».

 — Вас когда-нибудь выручало знание русского языка?

 —  Меня не выручает, а часто подводит знание русского языка. Вот сижу я в эфире и вижу написанный редактором текст о том, что кто-то «приступает закон». И долго не могу сообразить, к чему и кто приступает. Может возникнуть пауза! А на радио это смертельно. Но я выкручиваюсь :)

Подробности о программе занятий курса «Русский язык для врослых», условиях участия и регистрации — по ссылке: https://capablepeople.ru/course/5

 

Возврат к списку