Знания для жизни
+7(924) 839-60-02

Понятная авиация

Ведущий пилот-инструктор экзаменатор рассказывает о том, чего не знают о самолетах пассажиры, как отдыхают пилоты в рейсе и чем опасен русский менталитет.

Авиационный ликбез 

 Каждую минуту в мире взлетает Боинг 737 –даже если с ними что-то случается, то это не значит, что он опасен – просто самолетов этой марки очень много.

- Почему женщины не водят самолеты?

То, что за штурвал самолета создан только для мужчин – конечно, заблуждение, как и многие другие «мифы» об авиации. Женщины – водят самолеты. Официально любая авиакомпания может принимать на работу женщин-пилотов. В одной из российских авиакомпаний, например, две девушки водят Боинг-737 на рейсах, одна в качестве командира. Еще есть девушка, которая работает в  инженерно-техническом составе, выпускает самолеты. Во всем мире примерно 35 процентов пилотов авиации – женщины. И, между прочим, шеф-пилотом компании «Боинг» является женщина. В авиационном спорте есть много девушек-спортсменок, они выполняют фигуры высшего пилотажа, и не важно, кто ты –  просто чтобы это делать, надо очень любить небо.

- Есть мнение, что российские авиакомпании не предоставляют достаточного сервиса, а ценник на билеты задирают – это правда или миф?

Если сравнивать нас с компаниями «лоукост» - EasyJet, Ryanair, AirBerlin и другими – они, порой,  выигрывают в цене при бронировании билета за несколько месяцев, но приобретая билет накануне вылета, цена будет практически равной по сравнению с другими перевозчиками.  Это важно понимать. В нашей стране пока нет предпосылок к созданию подобных компаний, потому что изобретение лоукост-тренда принадлежит, увы, не нам, как и лидерство в области авиастроения и авиа-культуры вообще.  Что касается сервиса, то российские авиакомпании во многом не отстают от мировых лидеров, которые предоставляют максимальный сервис для пассажиров первого класса. Возможно, у нас в стране скоро появится самолет Aribus-380 – пока что самый комфортабельный авиалайнер, вмещающий до 800 человек.

- Правда, что российские авиакомпании покупают очень старые самолеты?

Любой самолет перед вылетом проходит техобслуживание, и самый мелкий дефект всегда обнаруживается и устраняется. Гражданская авиация в России имеет недолгую историю, и если равняться самолетами, то нас отличает только тот факт, что сотню самолетов в России может позволить себе только очень крупная компания, к тому же поставки на многие самолеты расписаны на несколько лет вперед.  В США в компаниях по 900 самолетов, поэтому очевидно, кто будет понимать эту философию лучше и быть безусловным лидером индустрии.

  Многие авиакомпании в мире имеют в активе подержанные самолеты – наши ничем от них не отличаются. И странно думать, что мы живем на задворках авиационных империй. 

- Из чего складывается цена билета?

Часть суммы – это аэропортовый сбор, услуги, которые предоставляет сам терминал: перемещение пассажира по аэропортовому полю, предоставление гейта, и т.д. Большая часть ценника – это топливный сбор.

- С каким пилотом нужно чувствовать себя спокойнее – российским или иностранным? Есть ли разница в их образовании?

Наши пилоты обучаются по тем же программам, что  в США и Европе.  Круглый год пилот занимается штудированием различных учебных материалов, методических наработок,  обучающих программ. Поэтому неважно, на каком языке он говорит – самолет любой из пилотов может вести почти с закрытыми глазами. Пилот, изучая  Flight Crew  Operations  Manual – настольную книгу любого штурмана, поддерживает техническую грамотность и форму, как спортсмен во время тренировок. В авиакомпании «Трансаэро», например, пилоты обучаются в летном центре Lufthansa, а также занимаются на арендованных компанией тренажерах в  Лондоне и других крупных городах.  Кабины большинства современных воздушных судов унифицированы таким образом, что ты можешь перейти из кабины AirBus 320 в кабину AirBus 330 и не увидеть никакой разницы – меняются только размеры самолета,  масса, высота кабины, но управление остается почти тем же самым. 

- Над нами пролетают десятки самолетов каждый день, как осуществляется их движение, и кто его контролирует?

Существуют безопасные продольные и вертикальные интервалы между воздушными судами, двигающимися по трассам и эшелонам. И если вы видите под собой самолет, не пугайтесь – это не ошибка диспетчера, просто воздушных «путей», особенно над Европой, очень много. Контроль за полетами осуществляет служба обеспечения воздушного движения – диспетчеры, имеющие специальное наземное оборудование, которое позволяют  видеть всю воздушную обстановку. В воздухе при большом скоплении самолетов пилотам помогает система TCAS – американская разработка, которая предотвращает сближение воздушных судов.  Поэтому над Европой может единовременно находиться сотни самолетов одновременно, и нет никакой опасности, что они вдруг столкнутся.

- Бывает такое, что у пилота сдают нервы? Это не опасно для пассажиров?

Пилоты не роботы, они нервничают, это правда. Бывают такие рейсы, что рубашку потом можно выжимать – но удовлетворение от проделанной работы непередаваемое. У пилота в любой момент с собой ответ на любой вопрос, это его «Руководство» (Flight Crew  Operations  Manual) – и, конечно, почти все на английском. Прошли те времена, когда говорили, что лучше иметь «красное лицо, но синий диплом», сейчас глубина знаний человека и способность освоить тот или иной самолет, важны при приеме на работу не меньше, чем его показатель гемоглобина. И, конечно, наличие второго пилота помогает в принятии решений. Вообще, сакральный смысл того, что пилотов двое – это соблюдение кроссчека, то есть непрерывный контроль действий друг друга. А огромное количество тренировок исключает любую импульсивную и не продуманную реакцию во время полета.

- Что делает пилот в кабине во время полета?

Автопилот сейчас позволяет выполнять полет самолета   от набора высоты с 300 метров  с выполнением автоматического приземления  до полной остановки на взлетно-посадочной полосе. Но это не значит, что пилот может читать книгу или спать во время полета. Полет над Атлантикой, например, очень непростой – ты постоянно занят работой, ведешь переговоры, делаешь информационный обмен, задаешь определенные параметры движения, сверяешь маршрут по карте, смотришь метеосводки. Воздушное пространство над Европой разделено на сектора, которые сменяются каждые 10 минут – летя в Барселону пилоту некогда даже взглянуть в окно, а там, между прочим, очень красивый маршрут. Я всегда говорю тем, кто собирается стать летчиком: «Знаешь, как пройти профотбор? Сядь перед окном и смотри в него 10 часов. Если тебе это нравится – то ты прирожденный летчик».

- Когда требуется дополнительное пилотирование?

Плохая видимость или порывистый ветер – тогда нужны отличные навыки пилотирования.  Перед каждым вылетом пилот анализирует информацию по погоде и аэродромам, и если погода удовлетворяет  требования – он летит, если она ухудшается – по маршруту всегда имеются запасные аэродромы. Если вдруг на  аэродроме назначения  видимость уменьшилась, то диспетчер сообщает пилотам об этом, и они уводит самолет на запасной аэродром. У пилота есть высота принятия решения, на которой должен быть начат уход на второй круг в случае, если не установлен необходимый визуальный контакт с полосой. Диспетчер не принимает решений за пилота, любое решение пилота – это всегда четкое следование инструкции.

- Каковы критические погодные условия, при которых пассажир может начать беспокоиться?

Невозможно летать при тумане с видимостью меньше 150 метров.  Есть еще такой фактор, как коэффициент сцепления зимой – поэтому снег всегда своевременно убирают с полосы, в аэропорту должны быть две полосы на этот случай. Фактор ветров также влияет на возможность или невозможность вылета – из московских аэропортов Домодедово по этому критерию наиболее удачный.

- Стоит ли волноваться, когда задерживают рейс?

Причины задержки времени вылета разные – от ухудшения метеоусловий до позднего прилета воздушного судна, на котором предстоит выполнять рейс. Как правило, возникают проблемы в одном аэропорту  - например, самолет вылетел позднее, кто-то опоздал или решили обработать судно специальным составом на случай мороза – в другом аэропорту это время компенсируется, потому что техобслуживание занимает определенное время, которое сократить нельзя.

- Правда, что турбулентность влияет на безопасность полета?

Турбулентность она же "болтанка"  влияет и очень существенно. Причина – скорость ветра или формирование грозовых облаков. Недавний случай – сингапурский А-380 попал в зону турбулентности и пострадали не пристегнутые пассажиры. Именно поэтому нужно внимательно слушать и выполнять просьбы экипажа занять свои места и пристегнуться при подходе к зоне возможной «болтанки».

- Как расследуют авиационные происшествия?

Не бывает катастроф, произошедших из ничего – это всегда цепочка событий.О том, что происходит в момент катастрофы, точнее – о действиях пилота, мы можем узнать из «черного ящика». На самом деле ящик не черный, а оранжевый и больше похож на кастрюлю. Это носитель, записывающий все  параметры полета и действия пилотов – в повседневной работе эту информацию используют для того, чтобы оценить умения и выявить недостатки  в работе того или иного пилота. А после катастрофы ящик – единственный способ узнать, как пилотировался самолет на ее момент.

- Почему никто не знает, в чем истинная причина крушения?

После любого инцидента, связанного с эксплуатацией воздушного судна, проводится доскональное расследование, целью которого является установление причин авиационного происшествия и пр. Если установлено, что причина катастрофы в механике или электронике, то  данная информации по окончании расследования доводится до сведения всех авиакомпаний. Издаются специальные рекомендации  по эксплуатации той или иной системы, и выявленные в процессе расследования детали зачастую представляют интерес только для компаний, эксплуатирующих те или иные самолеты, и никак не для СМИ.

Много катастроф происходит не по причине неисправностей, дело в пресловутом человеческом факторе. Поэтому при расследовании происшествий уделяется большое внимание работе экипажа и действиям пилотов. Каждый  человек может ошибаться, и такие ошибки дорого обходятся в авиации, но дают нам новые знания, чтобы не повторить их.

- Можно ли посадить самолет без шасси?

Можно. Пассажиры, как правило, остаются целы, но восстановить самолет после такой посадки очень затратное дело.  Для того, чтобы удостовериться в выходе шасси, имеется сигнализация в кабине пилотов.   А в полу некоторых самолетов есть специальные окошки – ты можешь заглянуть под коврик и проконтролировать выпущенное положение при отсутствии индикации или сомнении об установке на замок.  Шасси – довольно надежная система, и сбои в ее работе маловероятны. На многих самолетах отечественных авиакомпаний есть специальная звуковая сигнализация «не забудь выпустить шасси».

- А без двигателя сеть можно?

Вообще, самолет столь универсальное средство, что отказ одного из двух двигателей пассажир зачастую даже не почувствует. Механизмы самолета настолько крепкие, что попадание  тремя канадскими гусями при выстреле из специальной пневматической пушки в работающий двигатель дают только погнутые лопатки компрессора – такие тесты проводятся при сертификации двигателей.

 Существует статистика – летчику требуется 10 жизней, а пассажиру – 200 лет непрерывных перелетов, чтобы попасть на отказ одного двигателя.

- Есть ли безопасное место в самолете?

Если посмотреть на недавнюю катастрофу в аэропорту Сан-Франциско – то самолет при посадке повредил именно хвостовую часть. Так что если вы предпочитали летать в хвосте по этой причине – знайте, таких мест нет. Американцы добились  высокого уровня безопасности полетов, ими проводится очень большая работа для того, чтобы улучшить характеристики работы техники и обслуживания.

- Может быть, тогда есть безопасная компания? Или модель самолета?

Есть авиакомпании, на счету которых нет катастроф. Случайность это или важная статистика – никому неизвестно. Каждую минуту в мире взлетает Боинг 737 –даже если с ними что-то случается, то это не значит, что он опасен – просто самолетов этой марки очень много.

- Существует масса мифов о том, что пилоты шумно отдыхают в рейсах, чем занимаются пилоты между полетами?

Иногда бывают в будущем – те, кто прилетают из Хабаровска, к примеру, даже не переводят стрелки часов. Вообще – в основном спят. Я лечу в Лондон утром и вечером возвращаюсь обратно – это короткая поездка. А если пилот улетел в Бангкок, то там предоставляются сутки отдыха. Как правило, ты прилетаешь и в свободное время штудируешь настольную книгу пилота или занимаешься английским. Пилот не бежит в бар по прилету, отнюдь – у нас есть четко прописанные в договоре временные рамки: ты обязуешься за 48 часов до вылета не принимать никакие средства типа алкоголя и снотворных.

- Бывает такое, что пилот может быть пьян? Вы дышите в трубку перед полетом?

Нет, но перед каждым вылетом экипаж проходит медицинский предполетный контроль. Никаких пьяных пилотов за штурвалом не бывает – это абсурд, потому что летчик, во-первых, профессионал, который дорожит лицензией, а во вторых – ему просто некогда. Сейчас у пилота новый образ – летчик, например, прилетающий в Пунта-Кана, с утра идет на беговую дорожку, а днем на серфинг, на обед есть овощи и нежирное мясо. Это реалии, которые заставляют нас поддерживать форму. Если ты будешь есть все, что подают в отеле, то через месяц не поместишься в пилотское кресло – поэтому есть выбор, быть в 40 лет не годным к продолжению своей работы или работать до 65. Если вспомнить об образе пилота, выходящего в свежеотглаженном костюме и в окружении стюардесс из отеля «Хилтон» - то это правда. Мы садимся в автобус у парадного входа, и по приезде в аэропорт нам многие завидуют.

- Летчик все время пересекает границы, какой у него паспорт?

Просто паспорта два – например, для получения новой визы мне нужен паспорт, один я отдаю в посольство, другим пользуюсь в полете. Количество штампов раньше зашкаливало, но сейчас ставят штамп один раз в год. За границей все удобнее – там благодаря генеральной декларации ты можешь оставаться в течение нескольких дней без визы.

- У пилота есть особые социальные отличия, например дополнительный отпуск?

У меня  48 дней отпуска, в некоторых компаниях – 70. И это заслуженно. Мы такие же люди как все, но физическая и психологическая нагрузка довольно высока.  Многих списывают  по причине диагнозов, которые появляются от нервной работы. Быстрое перемещение в пространстве, работа ночью, смена часовых поясов. Мы учим своих летчиков, чтобы они обязательно соблюдали предполетный отдых, тогда мозг будет работать правильно на самом ответственном этапе.

- Как подготовлен к экстренным ситуациям на борту кабинный экипаж?

Проводники свое дело знают назубок, их основная задача в такой ситуации –  предотвратить панику, разделить потоки при эвакуации, подготовить к вынужденной посадке. Есть нормативы по покиданию воздушного судна – это  90 секунд. Тренировки экипаж проходят серьезные, тренируются в бассейне, учатся буксировать и надувать плоты. При разгерметизации – вы знаете – выбрасываются кислородные маски, потому что в такой ситуации воздух в салоне исчезает очень быстро. Кислород позволяют дышать около 12 минут – в эти минуты летчики, у которых баллоны больше, снижаются до высоты, на которой пассажиры смогут дышать сами. Каждая фраза, которая произносится при этом персоналом, выверена до мельчайших интонаций – что бы не вызывать кривотолков и паники. Стюардессы как настоящие психологи выбирают из пассажиров помощников, которые могут им помочь в аварийной ситуации. Были случаи, когда приходилось просить о медицинской помощи или хвататься за огнетушитель – нерадивые пассажиры из числа граждан РФ бросали окурки в ведро с салфетками. Наш менталитет вообще – самый опасный фактор на борту: это драки, алкоголь, курение, полное непонимание того, к чему это может привести. Для такого рода пассажиров экипаж проходит специальную психологическую подготовку.

Хаб (буквально с английского hub - «узел, ступица колеса») – узловой аэропорт, достаточно крупный пересадочный и перегрузочный транспортный узел с необходимым набором сервисов, имеющий подходящее географическое положение.

Лоукост – бюджетная авиакомпания, которая предлагает крайне низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг.

Пан Американ (Pan Am) – одна из крупнейших авиакомпаний в истории США. Была основана в 1927 году как «Pan American Airways» и прекратила существование в 1991 году.

Хитроу (Heathrow) – крупнейший международный аэропорт Лондона и третий по загруженности пассажирский аэропорт в мире. Расположен в 24 км к западу от центрального Лондона.

Воздушная трасса – воздушные магистрали в виде коридора установленной ширины, в пределах которого выполняются полёты самолётов по утверждённому маршруту по правилам полёта по приборам.

Flight Crew  Operations  Manual – руководство по штатной эксплуатации того или иного воздушного судна, настольная книга любого пилота.

Aribus-380 – широкофюзеляжный двухпалубный четырехдвигательный реактивный пассажирский самолёт, созданный концерном «Airbus S.A.S.». Считается крупнейшим серийным авиалайнером в мире вместимостью – 525 пассажиров в салоне трёх классов, 853 пассажира в одноклассовой конфигурации. Может совершать беспосадочные перелёты на расстояние до 15 400 км. Вступил в эксплуатацию в апреле 2007 года.

Гейт – мобильный шлюз между перроном и зданием терминала.

Возврат к списку