Знания для жизни
+7(924) 839-60-02

Летать безопасней, чем ехать на машине

Правда и мифы о турбулентности, пилотах и самолетах.

Авиационный ликбез 

Правда и мифы о турбулентности, пилотах и самолетах.

Почему люди боятся летать, что нужно знать о воздушном транспорте и чем опасна турбулентность. Лететь в самолете куда безопаснее, чем передвигаться на машине. Правда, это не мешает каждому пятому человеку на земле страдать самым распространенным из человеческих страхов – аэрофобией. Самолет  –  самое безопасное место из всех возможных. «Скажите это аэрофобам» - ответите вы. И мы скажем. Сейчас вы прочитаете статью, которая развеет большинство ваших сомнений и представлений о самолетах. Полетели!

Успокоительная статистика

138 тысяч рейсов в день, выполняется в мире. 48 миллионов рейсов в год перевозят 5 миллиардов пассажиров. Погибших в авиакатастрофах во всем мире, учитывая отдаленные Африканские государства – около 500 человек в год. Для сравнения в ДТП погибает 1,5 миллионов в год. Таким образом коэффициент смертности от полетов равен соотношению 1:10 миллионов человек в год. Несмотря на то, что на машине люди ездят чаще, чем летают, страдающих от аэрофобии меньше не становится. К примеру, два самых распространенных страха – это отказ двигателя и зона турбулентности. Давайте их и разберем.

Не двигателем единым…

Многие думают, что под самолетом – пустота, и если сломается двигатель, то машина рухнет. На самом деле самолет держится в воздухе не  благодаря двигателям. Обратите внимание на название «САМОлет» или по-английски airplane – от слов «воздух» и «планировать».

Тут нужно вспомнить физику: когда тело на скорости пересекает воздушное пространство, то под ним образуется зона высокого давления, которое будет одинаковым в любой точке этого тела. Чем выше скорость – тем мощнее давление внизу. Если в воздухе откажут оба двигателя, чего не происходит почти никогда, то сохраняется инерция, с помощью которой самолет очень медленно теряет высоту – и никакого падения камнем не произойдет. Таким образом, при отказе двигателей, самолет может планировать до 50 минут.

Турбулентность, турбулентность, что ты делаешь со мной…

Воздух для самолета – это как дорога для автомобиля. Если представить воздух в виде блинного тортика, порезанного на кусочки – то это будут куски разной плотности, подвижности, температуры и консистенции, потому что воздух неоднороден и состоит из различных газов. Теплые слои – движутся вверх, более холодные – вниз. По этой причине воздушных ям не бывает, есть просто движение самолета вверх и как следствие – вниз. Например, на взлете, когда самолет поднялся, включившийся автопилот автоматически уменьшает тягу двигателей, но наш вестибулярный аппарат воспринимает это как провал, падение. В другом случае падение вы можете ощущать во время такого процесса, как выравнивание самолета на заданной высоте – фактически это подъем хвоста самолета на ту же высоту, на которой находится нос.

Как видите, сама по себе турбулентность безопасна на 100%. Случаи с летальным исходом были, когда от тряски из багажной полки выпадал чемодан и ломал человеку шею. Чтобы этого не случилось, персонал на борту тщательно следит за тем, чтобы все полки были закрыты.

Но кто следит за персоналом и придумывает все эти правила? У нас есть ответ на этот вопрос.

Кто стоит у штурвала всей авиационной системы?

Вся система авиации построена, как идеальная пирамида. Пирамида, в которой задействованы миллиардные бюджеты, миллионы сотрудников, десятки организаций. Во главе этой пирамиды стоит International Civil Aviation Organization (ICAO).

Именно ICAO прописывает и регламентирует все правила. Например, ICAO контролирует количество часов налета у пилотов во всем мире, с помощью специалистов ведет математические расчеты посадок самолетов во Франкфурте на Майне, где разница между посадками лайнеров составляет 40 секунд. Обслуживание и сертифицированние самолетов, и даже пищевые нормативы пилотов контролирует все та же организация.

В США ICAO представляет FAA, которой, свою очередь подчинено производство самолетов Boeing, в Евросоюзе это J.A.A.R. и самолеты Airbus, в России –РосАвиация и ОАК (холдинг), нормы всех этих организаций идентичны нормам ICAO.

Справка: Boeing продает 20 самолетов в неделю, стоимость самолета от 200 до 500 миллионов долларов. Свои огромные заработки компания инвестирует в безопасность.

Пилоты – не совсем обычные люди

Вы знаете, что вышеупомянутой ICAO установлено одно важное правило – вся еда для экипажа готовится по-отдельности. И у пилотов одного самолета не может быть одинаковых блюд. Все для того, чтобы один пилот мог подстраховать другого, в случае отравления. Это человеческий фактор, который может случиться. Все остальное человеческое – уже не о пилотах.

Человек, которому доверили штурвал самолета, обучался пилотированию 10 лет! Пилоты знают в совершенстве несколько языков, компьютерную технику, имеют отличную реакцию и хорошее зрение.

Во время учебы на специальных тренажерах-симуляторах для пилотов моделируются ситуации разной степени сложности – поэтому человек, которому доверяют гражданский авиалайнер, в состоянии разрешить любой вопрос своими руками и головой. Авиация также предполагает, что человек, даже пилот, может допустить ошибку, поэтому есть второй пилот и другие дублирующие системы, которые исправят положение. Все, что должен контролировать пилот в действительности – это момент отрыва от взлетной полосы и момент ее касания. В воздухе самолетом управляет автопилот.

Летайте спокойно и всегда вспоминайте эту статью, когда ваш самолет попадет в зону турбулентности. Вам будет, что рассказать соседу! 

Возврат к списку