Знания для жизни
+7(924) 839-60-02
Как правильно учиться: четыре правила Льюиса Кэрролла

Как правильно учиться: четыре правила Льюиса Кэрролла

Как быстро усвоить информацию и овладеть искусством чтения

Развитие памяти и внимания 

Чарльз Лютвидж Доджсон был выдающимся математиком и логиком задолго до того, как встретил девочку Алису, вдохновившую его на написание « Алисы в Стране Чудес »  под псевдонимом Льюис Кэрролл. Cтрастный поклонник науки и языка, Кэрролл был совершенно убежден, что постоянное развитие интеллекта – вещь необходимая. Эти взляды и пристрастия он объединил во вступительной статье к своему учебнику по символической логике. А вступительная статья, в свою очередь, вошла в замечательную книгу  « Прогулка по наукам невзначай »  (1973) – сборник эссе и рассуждений разных ученых, в которых они излагают свои самые несерьезные идеи. Тому же сборнику мы должны быть благодарны за статью о том, как юмор помогает противостоять научному деспотизму и автоматизму. В «Прогулке…»  поднимаются, например,  вопросы: почему, с точки зрения физики, платье без бретелек держится и не падает ,  и как математика объясняет, что у любой лошади потенциально бесконечное количество ног.  Под прямолинейным заколовком «Как учиться» Кэрролл приводит четыре совета, помогающих развивать критическое мышление и усваивать даже самый сложный материал.

Тому, кто полон решимости разобраться, действительно ли эта книжка  –  самое лучшее на свете  развлечение для ума, настоятельно рекомендуем ознакомиться со следующими правилами:

Правило первое. Начинайте читать с начала и не позволяйте себе из любопытства заглядывать в книгу то тут, то там. Это может привести к тому, что вскоре вы отбросите ее со словами: «Ох, слишком сложно для меня!» и упустите шанс пополнить свою коллекцию интеллектуальных развлечений. Это правило распространяется и на другие книги, в особенности на романы. Вы можете лишить себя массы удовольствия, если будете забегать вперед и раньше времени раскусите интригу. Некоторые любят сразу открывать книгу в самом конце, чтобы посмотреть, чем всё кончится. Да, конечно, приятно знать, что развязка счастливая: после всех приключений влюбленные, наконец, поженились; герой оказался невиновен в убийстве; план противного кузена провалился, а сам кузен понес заслуженное наказание; и, наконец, богатый дядюшка из Индии умирает в самый подходящий момент (почему из Индии? да потому что только там дядюшки имеют шанс разбогатеть). Ну вот, уже и незачем читать книгу целиком! Но конец романа всё равно имеет смысл, даже если вы пропустили начало, а вот с научными текстами этот номер не пройдет. Дальнейшие главы просто-напросто покажутся непролазной чащей, если не читать всё по порядку.

Правило второе. Не начинайте новую главу или раздел, если сомневаетесь, что как следует усвоили пройденный материал, и не проработали все или, по крайней мере, большую часть заданий. Поверьте, неразрешенные вопросы еще обязательно дадут о себе знать. Чем больше ваша уверенность в своих знаниях, тем легче и эффективнее вы будете продвигаться в дальнейшем. В противном случае, ваше всё нарастающее замешательство превратится сначала в отчаяние, а затем в отвращение.

Правило третье. Если вы столкнулись с тем, что не понимаете смысл какого-то пассажа, прочтите его снова. Если после этого суть не прояснилась, перечитайте еще раз. Если и третий раз не увенчался успехом – возможно, вы просто немного устали. В таком случае, отложите книгу и займитесь чем-нибудь другим. А когда вы, отдохнувший и свежий, возьметесь за дело на следующий день, то, скорее всего, обнаружите, всё было не так уж и сложно.

Правило четвертое. Постарайтесь найти друга, который будет рад вместе с вами читать книгу и обсуждать все возникающие сложности. Обсуждение – отличный способ решать проблемы. Когда я сталкиваюсь с чем-то непонятным – в логике или каком-то другом предмете – то первым делом стараюсь проговорить это, даже если я один в комнате. Никто не объяснит вам так доходчиво, как вы сами! Более того – никто, кроме вас, не будет при этом так терпелив. Если, дорогой читатель, вы внимательно изучили вышеуказанные правила и будете моей книжке непредвзятым и справедливым судьей, то, обещаю, скоро вы согласитесь, что символическая логика – одно из самых захватывающих развлечений для ума (если не самое захватывающее) Интеллектуальные развлечения нужны каждому, кто хочет поддерживать свой разум в хорошей форме. Вне всякого сомнения, Игра – тоже отличный способ получить удовольствие от умственной деятельности. Однако завоевав все мыслимые и немыслимые игровые титулы и побив все рекорды, вы по-прежнему остаетесь ни с чем.  Вы насладились процессом игры и победой, но не обрели ничего истинно ценного и не извлекли существенной пользы. И всё это время пред вами находился неизведанный источник интеллектуальных богатств! Стоит однажды постигнуть аппарат символической логики, и ваш ум всегда будет вооружен прекрасным инструментом к любой области знания. Вы научитесь мыслить ясно, облекать идеи в понятную и доступную форму и, что самое ценное, обнаруживать ложные умозаключения. Это последнее умение позволит в пух и прах разносить нелогичные аргументы, которые непрерывно сыпятся на нас из книг, газет, различных речей и даже проповедей, и успешно вводят в заблуждение тех, кто не овладел захватывающим искусством мыслить логично. Попробуйте! Это единственное, о чем я вас прошу.    

Что еще?
«Прогулка по наукам невзначай» – это настоящее сокровище. Советуем также ознакомиться с размышлениями Кэрролла о пище для ума и краткими указаниями относительно правил поведения за ужином, а затем еще и с руководством Джеймса Мангана «14 способов получить знания» (1936).

Возврат к списку