Знания для жизни
+7(924) 839-60-02
Как безграмотность мешает жить?

Как безграмотность мешает жить?

Разбираемся, чем знание правил русского языка поможет современному человеку.

Русский язык для взрослых 

Зачем работодателю ваш “фейсбук”? Правда ли, что из-за ошибок в резюме могут не взять на работу? Почему к грамотным людям прислушиваются даже Интернет-тролли?

Чтобы узнать ответы на эти вопросы, читайте нашу статью.

Встречают по фейсбуку?

В наше время, чтобы удивить человека, достаточно просто говорить грамотно. Дело касается общения в соцсетях. Особенно в . И если в реальной жизни вас встречают по одежке, то в виртуальной – по умению правильно излагать свои мысли.

Уже сейчас большинство работодателей просят соискателя указывать в резюме его адреса в соцсетях. Это лучший способ проверить человека на социальность, адекватность и грамотность.

И если раньше такие проверки касались, в основном, людей «пишущих» профессий, то теперь даже риелторов проверяют на грамотность.

«По словам директора по продажам крупной риелтерской компании Марии Побыванец, как правило, с разговорной речью у риэлторов проблем не возникает, когда же дело доходит до грамотного составления описаний объектов недвижимости для сайта, коммерческих предложений и презентаций для клиентов, то тут все гораздо печальнее. В организации говорят, что по итогам тестирования приблизительно половина кандидатов отсеивается по причине безграмотности, пишут «Ведомости».

Елена Морозова, преподаватель кафедры теории массовых коммуникаций Института гуманитарного образования ЧелГУ, кандидат филологических наук, руководитель маркетинговой компании «Тесла»:

“Грамотная речь в виртуальном пространстве – это один из главных маркеров. Немытые волосы и стоптанная обувь на деловой встрече так же портят репутацию, как речевые ошибки в деловой переписке. Подспудно у собеседника, особенно того, кто может прочесть «код» - оценить орфографию, богатство лексики и уместность стилистики – рождается интеллектуально-культурный облик того, с кем он ведет диалог. Опять же есть индикационные языковые огрехи, которые касаются простых правил вроде использования мягкого знака в глаголах (например «нравится» и «нравиться»), различных случаях употребления двойных согласных (например, «расчет» и «рассчитывать»), корректное обозначение терминов (например, «кардинальный» и «координаты»). Ошибки в этих словах зачастую являются сигналом того, что знания человека имеют пробелы”.

Некорректное поведение в соцсетях  уже действующего сотрудника может привести к серьезным репутационным потерям. Елена Морозова приводит в пример публичную перепалку в Instagram между владелицей ресторана и посетителем: “Эмоциональный тон, лексика и грамматика ресторатора привлекли внимание многочисленных подписчиков корпоративного эккаунта. Конечно, и этот диалог через несколько часов был удален, но успел стать в инстаграм-среде предметом обсуждений”.

Возможный выход: закрыть от работодателя личные страницы в соцсетях.

Почему не стоит этого делать: “Нет в “фейсбуке” - нет в жизни”, - принцип, которого сейчас придерживаются многие руководители.

 

Таких не берут в инженеры

Грамматические ошибки добавляют обаяния поэмам Хармса. А вот вашему резюме — точно нет. Пренебрежение правилами русского языка выглядит вдвойне нелепо, когда соискатель указывает в числе своих профессиональных достоинств внимание к деталям.

По данным рекрутингового портала Superjob.ru, 23% компаний считают грамматические и пунктуационные ошибки в резюме однозначной причиной для отказа. Причем независимо от должности, на которую вы претендуете — коммерческий директор, программист, бухгалтер или дворник.

Еще 45% опрошенных считают, что ошибки в резюме — повод отказать кандидатам лишь на некоторые позиции. Например, редактора, менеджера, юрисконсульта или секретаря. Водителю общую неграмотность, скорее всего, снисходительно простят.

Только четверть работодателей готовы дать «двоечникам» второй шанс и пригласить их на собеседование. Однако даже они отмечают, что ошибки в резюме в разы уменьшают шансы кандидата получить работу.

А вот цитаты с форумов, на которых общаются рекрутеры:

«Знаю работодателя, который не берет на работу даже грузчика, если в резюме или в анкете сделана хоть одна грамматическая ошибка».

«Жутко раздражают письма, в которых неправильно пишут "так же" и "также"».

«Есть такие, которые желают быть инжИнерами. Так и хочется сказать:"Такой должности, на которую вы претендуете, вообще не существует"».

Возможный выход: положиться на текстовый редактор, который подчеркнет все ошибки и предложит варианты исправления.

Почему не стоит этого делать: текстовые редакторы часто ошибаются и не понимают все тонкости русского языка.

«Раньше автор все-таки перепроверял текст (добавьте к этой проверке еще и машинистку!), а сегодня полностью доверяет программе, которую создали другие люди и которая несовершенна. Доверие это таково, что теперь в тех случаях, когда программа настаивает на запятой, люди ее ставят не задумываясь», – рассказывает директор Института лингвистики РГГУ профессор Максим Кронгауз (интервью «Газете.Ru»).

Прощай, контракт мечты

Грамотность сотрудников – важная составляющая имиджа компании. Клиенты и партнеры не воспринимают серьезно письма и коммерческие предложения с ошибками. Остается только догадываться, сколько тендеров из-за этого было проиграно, а контрактов – упущено. И сколько сотрудников получили разнос от руководства с последующим увольнением за неисчислимое количество грамматических, пунктуационных и стилистических промахов.

Как отмечают эксперты в сфере HR, в зоне особого риска – менеджеры по продажам, которым приходится ежедневно общаться с клиентами компании письменно и по телефону. Однако их знание правил грамматики и произношения чаще всего далеко от идеала.

«Зачастую в этой сфере преуспевают бывшие двоечники и троечники по русскому языку», - считает Светлана Казак, маркетолог компании, которая занимается оптовой торговлей металлической мебелью и сейфами. По словам Казак, менеджеры умудряются делать ошибки в словах, определяющих конкурентные преимущества товара: «многоящЕчный шкаф», «безопасТность», «уСкий сейф», «встраЕваемый», пишут «Ведомости».

Возможный выход: есть мнение, что профессионал не обязан в совершенстве владеть правилами грамматики. Мол, всегда можно нанять корректора, который исправит ошибки на сайте или в письмах.

Почему не стоит этого делать: ни один корректор не сможет контролировать всю переписку с партнерами и присутствовать на переговорах.

Как не проиграть в Интернет-дискуссии

Логика и тщательно подобранные факты – лучшие друзья в сетевых дискуссиях. Но рано или поздно наступает момент, когда все разумные доводы сторон закончились. И тут оппонент пускает в ход запрещенные приемы. Например, начинает глумиться над вашими грамматическими ошибками.

Зачем он это делает? Максим Кронгауз, директор института лингвистики РГТУ:

«Граммар-наци заботятся не о том, чтобы все говорили и писали без ошибок, а прежде всего просто хотят подняться на более высокую ступень по некоей социальной лестнице, которая устанавливается с помощью языка. Главная к ним претензия - они разрушают коммуникацию. К слову, у самих граммар-наци ошибок встречается немало, но придираются они к каким-то стандартным “неправильностям”, например, к наличию или отсутствию мягкого знака в глаголах на -тся, -ться. Суть спора их не интересует» (из интервью порталу rg.ru).

Возможный выход: сказать оппоненту, что все не обязаны в совершенстве владеть русским языком. Можно даже заручиться поддержкой общественности. Как правило, она встречает комментарии лингвистических снобов с возмущением.

Почему не стоит этого делать:  неграмотная речь мешает правильно понять, что хотел сказать автор. А что за профессионал, который не умеет излагать свои мысли? Если публика это поймет, в ее глазах вы превратитесь из высококлассного профи в малограмотного школьника. А слухи об этом разлетятся по всему  Рунету.

Казнить нельзя помиловать

Письменное общение с партнерами и клиентами требует соблюдения множества формальностей: стиль изложения, подача информации, структура письма и т.д.

Внутренняя переписка компании, как правило, куда более демократична. Главное, чтобы коллеги быстро поняли, что вы хотите им сказать и что от них требуется. Для этого в ход идут общепринятые сокращения и сленг. Однако проблемы в коммуникации с коллегами возникают все равно.

Возможный выход: удостовериться, что ваш сленг и сокращения понятны абсолютно всем вокруг, и со спокойной совестью продолжать писать письма, как придется.

Почему не стоит этого делать: «Есть такие языковые варианты, которые как раз различаются на письме только этими одним или двумя Н и выбором места для запятой (да-да, всякие «казнить нельзя помиловать»). Довольно часто корректор не может сам поставить недостающую запятую и сообщает автору: “Если вы хотели сказать Х, то запятая должна быть после такого слова, а если Y, то после другого”», - объясняет Наталия Занегина, кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русского языка РАН, руководитель компании «НеоКорректор» (источник: mnenia.ru).

“КатАлог” для повара

Еще в 2009 году портал Superjob.ru провел опрос, чтобы выяснить: многим ли работодателям важна грамотность сотрудников.

Тогда оказалось, что тесты на знание русского языка проводит лишь десятая часть российских компаний. В большинстве организаций менеджеры по персоналу оценивают уровень грамотности по резюме и телефонному разговору.

А как сейчас? Из 10 мнений, собранных нами в ходе опроса и найденных на просторах Сети, только в одном отсутствуют требования минимальной грамотности сотрудников - лишь бы план выполняли.  

Ирина Миряха, hr-менеджер крупного международного банка: «Иногда мы проводим тест на грамотность, если работа связана с официальными ответами клиентам или государственным органам. А так специально не проверяем, но, например, не приглашаем на собеседование, если в резюме большое количество ошибок».

Марина Игнатенко, hr-менеджер одной из компаний Санкт-Петербурга: «C отдельными тестами на знание русского языка я не встречалась. Иногда соискателя просят прислать тестовое письмо с ответом конфликтному клиенту или тестовое техзадание. При этом на грамотность обращают повышенное внимание и порой придираются даже к запятым. Также смотрят на логичность, структурность, использование сложных оборотов, отсутствие сокращений».

Милана Родионова, руководитель отдела маркетинга компании «Таврия»: «Думаю, все зависит от специальности. Наверное, можно быть отличным поваром и не знать школьных правил. У нас же работа напрямую связана с текстовой рекламой, поэтому этот аспект для меня важен. Особых хитростей у меня нет: пока переписываешься по вопросам резюме, все становится ясно. Еще хочу добавить, что отечественный, бизнес зачастую состоит из разного «набора» персонажей. У руля многих компаний стоят люди, что называется, от сохи. Поднявшие свои компании с нуля, руководствуясь при этом предпринимательским чутьем, иногда везением, иногда криминалом. И требовать от них сегодняшних грамотности бесполезно».

Алексей Ищенко, директор по общественным связям компании «Комус»: «Сотрудники, которые взаимодействуют с клиентами, нередко допускают одни и те же ошибки. К примеру, говорят "катАлоги", "договорА", "контейнерА". Когда к работе приступает новый сотрудник отдела по работе с клиентами, начальник вместе с ним приходит на первую встречу с клиентом. После этого на летучках проговариваются все речевые ошибки новичка» (источник - «Ведомости»)

Возможный выход: ждать и надеяться, что за неграмотностью руководство увидит в вас классного специалиста.

Почему не стоит этого делать: комментарии наших экспертов показывают, что знание русского языка по-прежнему в цене. Грамотным сотрудникам могут предложить  более высокую зарплату и их быстрее принимают на работу.

Что делать тем, кто уже забыл школьную программу и грешит ошибками?

С этого вопроса началась история создания курса «Русский язык для взрослых». Мы хотели сделать курс, который поможет людям эффективно инвестировать в себя и получить знания, которые, действительно, будут полезны в жизни.

Так, с нашим спикером мы вместе разрабатывали программу и тестировали ее на фокус-группах. После всех тщательных проверок запустили курс – 3 субботы интенсивных занятий, после которых вы повысите свою грамотность и вспомните самые важные правила языка.

Это простой способ улучшить мнение окружающих о себе и повысить качество жизни. У нас есть индивидуальные курсы и корпоративные – для руководителей, которым важно, чтобы их сотрудники говорили и писали грамотно.

Обратите внимание, что количество мест на курсы ограничено. Мы специально ведем занятия в небольших группах, чтобы все знания комфортно усваивались.

Записывайтесь здесь: https://capablepeople.ru/course/5?utm_source=&utm_medium=social&utm_campaign=20140326_post

Возврат к списку