Знания для жизни
+7(924) 839-60-02

16 вопросов и один пилот

Если вы хоть раз летали в самолете, у вас возникали разного рода вопросы. В этой статье вы найдете самые разные ответы. И узнаете кое-что новое.

Авиационный ликбез 

Если вы хоть раз летали в самолете, у вас возникали разного рода вопросы. В этой статье вы найдете самые разные ответы. И узнаете кое-что новое.

1. Для чего необходимо открывать шторку иллюминатора при взлете и посадке?

Чтобы пассажирам было легче адаптироваться к резкой перемене освещения и быстрее эвакуироваться, если произойдет внештатная ситуация. Для этого поднимают шторки иллюминаторов и выключают свет.

При рулении, взлете и посадке, все заслонки иллюминатора необходимо открывать, чтобы во время экстренных ситуаций пассажиры и бортпроводники могли оценить ситуацию за окном и оповестить об этом экипаж. А также чтобы оценить положение за бортом во время эвакуации, нет ли там пожара или других препятствий. Помимо этого, при аварийной посадке пожарным будет видно, что происходит внутри салона. И, в конце концов, пластмассовая шторка может расколоться во время жесткой посадки и поранить пассажира.

2. Для чего нужно выключать телефоны и убирать фотоаппараты при взлете и посадке?

Есть вероятность, что радиоэлектронные приборы могут повлиять на электронные системы самолета. Вероятность лишь теоретическая, но все же есть.

Конечно, это касается только сотовых телефонов, если излучение от видеокамер и фотоаппаратов и есть, то оно не покидает пределы корпуса устройства. 

Делать фото или видео во время полета не запрещено, но при взлете или посадке следует воздержаться, потому что есть определенные риски. Например, прерванный взлет. Самолет уже достиг большой скорости и происходит резкое торможение. Вы просто не сможете удержать свой девайс в руках, и он «прилетит по голове» сидящим впереди пассажирам. Подобное случается не так уж редко.

3. Почему самолетам важно летать на высокой высоте?

Давление воздуха меньше на больших высотах. Меньше и сопротивление и плотность, следовательно, повышается скорость и экономится топливо. 

4. Каким воздухом дышат пилоты и пассажиры? Используется ли рециркуляция, удаляются ли лишние газы? Почему давление в салоне не делают как давление на земле и используются ли увлажнители воздуха?

Воздух в кабине получается путем сжатия (вернее, нагнетания) забортного воздуха. Рециркуляция есть, но лишние газы не удаляются, а стоят воздушные фильтры, примерно как в кондиционерах. Создавать давление как на земле - дорого и трудно (набирая высоту, увеличивается перепад давления, требуется больше энергии на поддержку давления внутри фюзеляжа, поэтому изнутри воздух сильнее давит на фюзеляж). В целом получается, что если внутри салона на большой высоте создавать давление как на земле, изнутри самолет будет «распирать», что не является полезным.

Давление, организуемое для пассажиров на большой высоте не такое как на земле, но оно безопасное.

На очень современных и больших самолетах, таких как Боинг 787 и Airbus А380 бывают установлены увлажнители воздуха, но это сложное и дорогое удовольствие. 



5. Крены при разворотах нормируются или их закладывают кто как хочет?

На Боинге такого предела нет. Самолет предупреждает голосом если крен большой, но сопротивление не оказывает. На Airbus крен ограничится в 67 градусов. В повседневной работе для комфорта пассажиров рекомендуется избегать кренов более 30 градусов.

6. Некоторые считают что, крупные компании не выполняют чартерные рейсы, а это прерогатива небольших компаний, с не столь высокой летной годностью. Это так?

Абсолютно любые компании выполняют чартерные рейсы. Довольно много крупных компаний, летающих исключительно чартерами. Как правило, это компании туроператоров, таких как Thomas Cook, TUI, Monarch, и т.д. Флагманы-перевозчики также не брезгуют чартерами. Чартер-это всего лишь договоренность об определенных рейсах, по определенному маршруту. Будь то программа на сезон, на годы или всего на один рейс.
Чартер выгоден и туроператору, из-за низкой стоимости билета, и перевозчику, так как ему всегда платят за полный самолет, пусть даже в нем летят 2-3 человека.

7. Иногда очень сильно закладывает уши при взлете и посадке самолета. Это зависит от скорости набора высоты или от модели самолета? Мне показалось, что в Боингах и ТУ уши болят чаще, чем Аэрбасах.

Это зависит только от состояния здоровья человека. У совершенно здорового (ухо-горло-нос) пассажира уши вообще не закладывает. Если есть намеки на простуду, насморк или воспаление, тогда уши будет закладывать, но от модели самолета это не зависит. 



8. Кто во время полета включает лампочку "пристегните ремни"? КВС или второй пилот? А может стюардессы?

Может и КВС и 2-й пилот. Кнопка находится на верхней панели приборов в кабине и стюардессы к этому выключателю доступа не имеют. Включают пилоты, когда посчитают нужным.

9. Действительно ли необходима жесткая посадка во время дождя?

Действительно необходима! Мы (пилоты В-737) столкнулись с этим в самом начале эксплуатации самолета и сначала не понимали, почему американцы советуют производить жесткую посадку. Но мы поняли их рекомендации, после нескольких «выкатываний» с полосы протяженностью в три километра. На самом деле, значительно лучше тормозить при жесткой посадке. После обжатия стоек (когда шасси коснулись земли и приняли вес самолета) система торможения срабатывает моментально. Конечно, пассажирам это не нравится и они могут подумать что в кабине непрофессиональный пилот, но безопасность того требует, и мне все равно что подумают о моей посадке пассажиры, если я как положено высадил их на трап, а не в чистом поле за полосой.

10. При посадке, не опасно ли касаться полосы сначала одной стойкой шасси, а затем второй?

Не опасно. При сильном боковом ветре существует даже такая техника посадки.

11. Почему при посадке некоторые самолеты не используют реверс для торможения?

При использовании реверса есть вероятность засосать посторонние предметы с земли в двигатель. Поэтому если полоса сухая и ее длины достаточно, необязательно использовать реверс тяги.

12. Почему одни самолеты меньше, а другие сильнее "трясутся" при использовании реверса?

Это как на дороге, зависит от состояния полосы. Есть ровные дороги, а есть как стиральная доска.

13. Для чего при посадке некоторые пилоты "очень резко опускают нос?

Это уже зависит от мастерства пилота.



14. Есть мнение, что пилоты постоянно садятся вручную, потому что в России нет оборудованных автоматическими системами аэропортов. Это так?

Посадка часто производится вручную, это зависит от желания пилота. Но 85-90% аэропортов в России оборудованы автоматической посадочной системой. 



15. Несколько раз, когда самолет отрывался от земли, примерно через полминуты было ощущение, что он как бы проваливается, а меня непроизвольно подбрасывало к потолку. И после этого самолет летел нормально. Что это за явление, воздушные ямы?

Так самолет достигает расчетной скорости при взлете. Во время прямолинейного ускорения человеку кажется, что он придавлен к спинке кресла (так оно и есть), затем самолет "сбрасывает газ", достигая определенной скорости, и убирает закрылки (потому что дополнительная подъемная сила, создаваемая дополнительной площадью крыла уже не нужна). По инерции тело человека движется дальше, хотя нужная скорость достигнута и самолет уже остановился. Из-за этой отрицательной перегрузки создается иллюзия что человек "проваливается".

16. Объясните следующую ситуацию. На канале National Geographycs, в популярном сериале про расследование катастроф - Боинг 747 (повреждение двигателей и отрыв двери грузового отсека, 1989 год) и Аэробус А330 (утечка топлива при перелете через Атланту, 2001 год) КВС сообщили, что снижаются и не могут поддерживать нормальную скорость, при работающих двух и одном двигателе соответственно.
Кажется, что если самолет может взлететь при одном двигателе, то и лететь на крейсерной скорости не составит труда. В чем неувязка?

Конечно, взлететь он может, но лететь с крейсерной расчетной скоростью на эшелоне - нет. Дело в том, что тяга двигателей падает с ростом скорости и высоты. Например, если на уровне моря при температуре +15 и давлении 760 мм. рт. ст. максимальная (взлетная) тяга двигателя составит 10 000 кг., то при давлении 450 мм. рт. ст., на высоте 10 000 м и скорости 900 км в час, она будет максимум 1500-2000 кг. При взлете самолету хватает мощности разогнаться до безопасной скорости, а на высоте одному мотору не хватит тяги поддержать самолет на нужной скорости, неизбежно придется снижать скорость и выбирать более низкий эшелон.  

Возврат к списку